Адров, 30 октября 2016 г.

«Долг» за речкой Адров, правым притоком Днепра, числился аж с ноября 2012 года. Тогда мы с Олей, Антоном и Лёшей за два коротких дня дошли от моста на дороге Смоляны – станция Смольяны до окраины Барани, оставив непройденной весьма интересную, судя по наблюдениям с берега, часть реки.

И вот холодный и дождливый октябрь 2016 года. В поход на 2 дня идти мокнуть и мерзнуть как то мало кого тянет. Другой разговор под такое дело – один день. В один день – хоть 25 декабря – пройдет как заправский ПВД. Была бы речка хороша да компания крепка. Потому вшестером (Оля Н., Сергей Р, Оля Р., Кирилл и Саня) выезжаем непривычно днем в субботу скоростной электричкой на Оршу. За окном тучи пролетают одна за другой, но между ними светит солнце. В Орше пересадка на электричку обратно на Минск – до о.п. Ломачино так ехать много быстрее, чем сразу прямой и медленной электричкой из Минска. Выходим на сырую, всю в лужах долину Адрова аккурат под начало ранней октябрьской темноты. До реки чуть меньше километра. Переходим её по деревянной кладке и останавливаемся на крутом левом коренном борту долины, изрезанному оврагами. В одном из них, между делом, обнажение «Белый Ров», где вскрывается муравинский торфяник. Но нашли мы его еще в 2012 году, а изучить приедем позже. И напишем об этом в другом стиле)

Ночью у костра (фото - Романовский С) На коренном берегу Адрова Адров ниже Ломачино

Времени – весь вечер. Собираем лодки, готовим ужин. На двоих гитаристов нет ни одной гитары (издержки однодневки), но Сергей Р как всегда в ударе, из недавнего похода привез несколько новых песен и заставляет забыть о том, что инструмента нет. Кирилл ему помогает, поэтому вечер удаётся.

Утром выходим на воду чуть позже 9 часов. Раньше реку пройдем – раньше уедем домой. Поэтому – только вперед! Остановки только на фотографии. Да и холодно иначе.

Река до Барани уже знакома. Уровень воды чуточку ниже, 4 года назад был полноценный ноябрьский паводок от выпавшего снега, теперь налило дождями. В общем, река только интереснее стала и старательно несет вперед. Завалов нет и не будет толком, всё обходится и пролетается не выходя из лодки. Другое дело, «фирменными» станут кустистые берега, способные испортить прически зазевавшегося экипажа. Всё это вместе с добротным течением даёт весьма нескучный маршрут.

Участок Ломачино – мост в д. Заслоново очень интересный, река всё разгоняется и маневры всё интереснее до самого моста, где раздвоение русла  - порожек с завальчиками и сложным ходом. Часть воды уходит в трубы под старой насыпью, по нашей воде пройти можно и там не виляя по всякому хламу. «Варзуга» Сергея Р и Оли Р прошла трубами, мы с Олей прошли как и раньше, справа, а вырвавшаяся до этого вперед «Хатанга» Кира и Сани прошла обоими вариантами, пока нас поджидала.

Адров под мостом в д. ВеровойшаСергей и Оля проходят порогАдров ниже жд-моста линии Орша-Минск

От моста Заслоново до железнодорожного моста линии Орша – Минск достаточно скучный отрезок реки, течение ослабевает, берега кустисты, а где нет – повсеместно видны признаки «населенки». Тут же река меняет направление с север-восток-восточного на южное, делая одно из трех заметных адровских «колен».

Порог под жд-мостом линии Орша-Минск (фото - Романовский С)Андрей и Оля в пороге (фото - Романовский С)Кир и Саня в пороге ниже жд-моста (фото - Романовский С)

Под жд-мостом шумит порог. В нашу воду самое то. Даже чуть пытается матроса залить. Фотографируемся. Сразу за ним – еще порожек, простой, с сильной очевидной струей на месте бывшей водяной мельницы.

Кирилл и Саня в порогеАндрей и Оля проходят порог (фото - Кир)Порог на месте бывшей мельницы ниже жд-моста

После этого «каскада» из порогов следует очень характерный «кустарниковый» участок реки, посередине которого проходим деревню Зайцево. Кладки из металлической опоры, как в 2012 году, теперь не повстречали. Берега высоки, мусора, по моему мнению, стало меньше (хотя и есть). Остановиться и выйти где либо на берег проблемно. Берега плотно поросли кустарником, который иногда загораживает практически всё русло. Перед Баранью проходим бетонные останки бывшей плотины, а скоро показываются 5-9 этажки на левом берегу – Барань. Тут мы снимались 4 года назад, а теперь, наконец, идем дальше.

Адров у д. ЗайцевоАдров ниже д. ЗайцевоПроверка кустами Адрова (фото - Романовский С.)

Берега постепенно убывают высотой, кустарники отступают, слабеет и течение. По левому берегу жилой массив сменяется территорией санатория, а затем застроен частными домами. От характерной смены направления течения реки с южного на  восточное течения уже нет – начинается Бараньский пруд. Проходим красивый пешеходный деревянный мостик, после которого застройка идет уже по обоим берегам. Показывается церковь, потом – 3-5 этажки и заводские корпуса с трубами. Это центр города. Сразу после моста, пересекающего реку под углом 45 градусов останавливаемся по левому берегу – тут не сложный обнос плотины пруда у заводского корпуса. Местные жители, по ощущениям, байдаркам в ноябре не сильно удивлены, идут себе по своим делам, не обращая внимания. Признак того, что Адров, безусловно, ходят, но не пишут про это:) У ближайшей теплотрассы обитает стая разнообразных кошек «подвальных» пород. Они удивляются только вкусной еде. Поэтому холодновато здесь, уходим вниз по реке.

Деревянный мостик в БараниПод мостиком в Барани (фото - Романовский С)Церковь в Барани (фото - Романовский С)

А дальше река такая… необычная! По обоим берегам территории предприятий (слева – ТЭЦ, справа, завод «Красный Октябрь» (ныне – «Техника Связи»), по обоим берегам бетонные и кирпичные заборы с колючей проволокой. По такой реке я еще не ходил!) Самое интересное, видно, что предприятия следят за «своими» берегами – мусора на них нет, каких то «зловонных» сбросов в воду реки также не замечено. Запах и цвет реки, сидя в лодке, ниже города хуже не стали. Хотя причиной тому может являться второй шлюз на реке (на выходе из Барани), являющийся уловителем всего мусора из города. Перепад воды на шлюзе большой, метров 4-5. Обнос по левому берегу длиннее и неудобнее, чем в центре города.

Оля Н, Андрей, Оля Р, Кирилл, Саня (фото - Романовский С)Обнос первого шлюза в БараниАдров в Барани

Аров уходит в промзону БараниРека в бетонных заборахАдров ниже второго шлюза в Барани

Река после шлюза идет в высоких берегах с ощутимым течением. Кустарники не досаждают. Из-за значительного вреза долины русло очень слабо меандрирует и «по карте» мы двигаемся очень быстро. В 15 минутах ходу от шлюза на окраине Барани – порог на месте бывшей мельничной плотины. На входе ряд деревянных столбиков, между которыми нужно точно попасть, а далее вода падает через камни. Воды для чистого прохождения достаточно в проходах у левого берега.

Порог ниже БараниОля и Сергей в пороге ниже БараниАдров под жд-мостами линии Орша - Могилев

Совсем скоро после порога – автомобильный мост дороги Р76, а за им – два моста железнодорожной линии Орша – Могилев. Под мостами быстрина, есть одиночные камни. За мостами левый берег невысокий и луговой (есть выходы), а за ним терраса с сосновым бором. Места красивые, но останавливаться на ночь (если оно надо) лучше не здесь, тут обитаемо, Орша отсюда совсем близко. Времени у нас достаточно, решаем прогуляться до террасы. Как то сам собою развелся большой и жаркий костер для согревания. По GPS до Днепра отсюда 2,5 км.

Адров в 2,5 км от устьяДолина АдроваГреемся (фото - Романовский С)

Заключительный приустьевой участок реки оказался самым запоминающимся. В 10 минутах ходу высокий левый берег с сосновым бором. Выглядит более глухим, нежели место у жд-мостов. Вероятно, лучшее место для стоянки за весь наш маршрут, не считая участка между Ломачино и Заслоново, где тоже есть несколько достойных мест. После – подвесной мостик над рекой. А дальше река разгоняется пропорционально приближению к Днепру. Появляются валуны в русле, быстрины под завалами-кустами, которые постепенно усложняются к устью реки. 3-4 порожка заслуживают уважения и уже могут доставить неприятности неопытным экипажам. Но главное, препятствия следуют одно за другим, что ставит этот кусочек  Адрова в один ранг с лучшими образцами «быстрых» белорусских рек. А если учесть пороги до этого участка? На несколько минут приустьевой участок реки окутал шлейф зловония от очистных сооружений Орши, которые совсем рядышком над рекой. С воды, однако, их не видно совсем, и даже их примет никаких нет (только запах). Но живая вода сглаживает такую мелочь)

Подвесной мостикЗавалы не мешают движениюАдров на приустьевом участке убыстряется

Порожки на Адрове (фото - Кир)Перекаты приустьевого АдроваПорожек в 0,5 км выше устья Адрова

Адров интересный (фото - Романовский С)На приустьевом участке Адрова интересно (фото - Романовский С)Адров в 0,2 км выше устья

В 15-40 впадаем в Днепр. По Адрову прошли 31 км, быстро для небольшой речки с двумя обносами и обеденной прогулкой! Времени полно. Решаем, где был лучше завершить маршрут. В итоге выбираем вариант идти вверх по течению Днепра до ближайшего автомобильного моста в Орше, а это около 4,5 км. Встречное течение ощутимо тормозит только непосредственно выше устья Адрова, дальше скорость 5-6 км/ч держим стабильно. Место для антистапеля получше сложно придумать – остановка городского автобуса по направлению на жд-вокзал в 10 минутах ходьбы. В итоге успели на ту же электричку, на которой вчера ехали от Орши до Ломачино, только теперь поехали до Минска.

Вверх по ДнепруДнепр под автомобильным мостом в Орше. Антистапель.

Итак, Адров пройден до конца! Спасибо отличной команде, которая согласилась не потерять этот день!

Андрей Вашков