Адров, 30 октября 2016 г.
«Долг» за речкой Адров, правым притоком Днепра, числился аж с ноября 2012 года. Тогда мы с Олей, Антоном и Лёшей за два коротких дня дошли от моста на дороге Смоляны – станция Смольяны до окраины Барани, оставив непройденной весьма интересную, судя по наблюдениям с берега, часть реки.
И вот холодный и дождливый октябрь 2016 года. В поход на 2 дня идти мокнуть и мерзнуть как то мало кого тянет. Другой разговор под такое дело – один день. В один день – хоть 25 декабря – пройдет как заправский ПВД. Была бы речка хороша да компания крепка. Потому вшестером (Оля Н., Сергей Р, Оля Р., Кирилл и Саня) выезжаем непривычно днем в субботу скоростной электричкой на Оршу. За окном тучи пролетают одна за другой, но между ними светит солнце. В Орше пересадка на электричку обратно на Минск – до о.п. Ломачино так ехать много быстрее, чем сразу прямой и медленной электричкой из Минска. Выходим на сырую, всю в лужах долину Адрова аккурат под начало ранней октябрьской темноты. До реки чуть меньше километра. Переходим её по деревянной кладке и останавливаемся на крутом левом коренном борту долины, изрезанному оврагами. В одном из них, между делом, обнажение «Белый Ров», где вскрывается муравинский торфяник. Но нашли мы его еще в 2012 году, а изучить приедем позже. И напишем об этом в другом стиле)
Времени – весь вечер. Собираем лодки, готовим ужин. На двоих гитаристов нет ни одной гитары (издержки однодневки), но Сергей Р как всегда в ударе, из недавнего похода привез несколько новых песен и заставляет забыть о том, что инструмента нет. Кирилл ему помогает, поэтому вечер удаётся.
Утром выходим на воду чуть позже 9 часов. Раньше реку пройдем – раньше уедем домой. Поэтому – только вперед! Остановки только на фотографии. Да и холодно иначе.
Река до Барани уже знакома. Уровень воды чуточку ниже, 4 года назад был полноценный ноябрьский паводок от выпавшего снега, теперь налило дождями. В общем, река только интереснее стала и старательно несет вперед. Завалов нет и не будет толком, всё обходится и пролетается не выходя из лодки. Другое дело, «фирменными» станут кустистые берега, способные испортить прически зазевавшегося экипажа. Всё это вместе с добротным течением даёт весьма нескучный маршрут.
Участок Ломачино – мост в д. Заслоново очень интересный, река всё разгоняется и маневры всё интереснее до самого моста, где раздвоение русла - порожек с завальчиками и сложным ходом. Часть воды уходит в трубы под старой насыпью, по нашей воде пройти можно и там не виляя по всякому хламу. «Варзуга» Сергея Р и Оли Р прошла трубами, мы с Олей прошли как и раньше, справа, а вырвавшаяся до этого вперед «Хатанга» Кира и Сани прошла обоими вариантами, пока нас поджидала.
От моста Заслоново до железнодорожного моста линии Орша – Минск достаточно скучный отрезок реки, течение ослабевает, берега кустисты, а где нет – повсеместно видны признаки «населенки». Тут же река меняет направление с север-восток-восточного на южное, делая одно из трех заметных адровских «колен».
Под жд-мостом шумит порог. В нашу воду самое то. Даже чуть пытается матроса залить. Фотографируемся. Сразу за ним – еще порожек, простой, с сильной очевидной струей на месте бывшей водяной мельницы.
После этого «каскада» из порогов следует очень характерный «кустарниковый» участок реки, посередине которого проходим деревню Зайцево. Кладки из металлической опоры, как в 2012 году, теперь не повстречали. Берега высоки, мусора, по моему мнению, стало меньше (хотя и есть). Остановиться и выйти где либо на берег проблемно. Берега плотно поросли кустарником, который иногда загораживает практически всё русло. Перед Баранью проходим бетонные останки бывшей плотины, а скоро показываются 5-9 этажки на левом берегу – Барань. Тут мы снимались 4 года назад, а теперь, наконец, идем дальше.
Берега постепенно убывают высотой, кустарники отступают, слабеет и течение. По левому берегу жилой массив сменяется территорией санатория, а затем застроен частными домами. От характерной смены направления течения реки с южного на восточное течения уже нет – начинается Бараньский пруд. Проходим красивый пешеходный деревянный мостик, после которого застройка идет уже по обоим берегам. Показывается церковь, потом – 3-5 этажки и заводские корпуса с трубами. Это центр города. Сразу после моста, пересекающего реку под углом 45 градусов останавливаемся по левому берегу – тут не сложный обнос плотины пруда у заводского корпуса. Местные жители, по ощущениям, байдаркам в ноябре не сильно удивлены, идут себе по своим делам, не обращая внимания. Признак того, что Адров, безусловно, ходят, но не пишут про это:) У ближайшей теплотрассы обитает стая разнообразных кошек «подвальных» пород. Они удивляются только вкусной еде. Поэтому холодновато здесь, уходим вниз по реке.
А дальше река такая… необычная! По обоим берегам территории предприятий (слева – ТЭЦ, справа, завод «Красный Октябрь» (ныне – «Техника Связи»), по обоим берегам бетонные и кирпичные заборы с колючей проволокой. По такой реке я еще не ходил!) Самое интересное, видно, что предприятия следят за «своими» берегами – мусора на них нет, каких то «зловонных» сбросов в воду реки также не замечено. Запах и цвет реки, сидя в лодке, ниже города хуже не стали. Хотя причиной тому может являться второй шлюз на реке (на выходе из Барани), являющийся уловителем всего мусора из города. Перепад воды на шлюзе большой, метров 4-5. Обнос по левому берегу длиннее и неудобнее, чем в центре города.
Река после шлюза идет в высоких берегах с ощутимым течением. Кустарники не досаждают. Из-за значительного вреза долины русло очень слабо меандрирует и «по карте» мы двигаемся очень быстро. В 15 минутах ходу от шлюза на окраине Барани – порог на месте бывшей мельничной плотины. На входе ряд деревянных столбиков, между которыми нужно точно попасть, а далее вода падает через камни. Воды для чистого прохождения достаточно в проходах у левого берега.
Совсем скоро после порога – автомобильный мост дороги Р76, а за им – два моста железнодорожной линии Орша – Могилев. Под мостами быстрина, есть одиночные камни. За мостами левый берег невысокий и луговой (есть выходы), а за ним терраса с сосновым бором. Места красивые, но останавливаться на ночь (если оно надо) лучше не здесь, тут обитаемо, Орша отсюда совсем близко. Времени у нас достаточно, решаем прогуляться до террасы. Как то сам собою развелся большой и жаркий костер для согревания. По GPS до Днепра отсюда 2,5 км.
Заключительный приустьевой участок реки оказался самым запоминающимся. В 10 минутах ходу высокий левый берег с сосновым бором. Выглядит более глухим, нежели место у жд-мостов. Вероятно, лучшее место для стоянки за весь наш маршрут, не считая участка между Ломачино и Заслоново, где тоже есть несколько достойных мест. После – подвесной мостик над рекой. А дальше река разгоняется пропорционально приближению к Днепру. Появляются валуны в русле, быстрины под завалами-кустами, которые постепенно усложняются к устью реки. 3-4 порожка заслуживают уважения и уже могут доставить неприятности неопытным экипажам. Но главное, препятствия следуют одно за другим, что ставит этот кусочек Адрова в один ранг с лучшими образцами «быстрых» белорусских рек. А если учесть пороги до этого участка? На несколько минут приустьевой участок реки окутал шлейф зловония от очистных сооружений Орши, которые совсем рядышком над рекой. С воды, однако, их не видно совсем, и даже их примет никаких нет (только запах). Но живая вода сглаживает такую мелочь)
В 15-40 впадаем в Днепр. По Адрову прошли 31 км, быстро для небольшой речки с двумя обносами и обеденной прогулкой! Времени полно. Решаем, где был лучше завершить маршрут. В итоге выбираем вариант идти вверх по течению Днепра до ближайшего автомобильного моста в Орше, а это около 4,5 км. Встречное течение ощутимо тормозит только непосредственно выше устья Адрова, дальше скорость 5-6 км/ч держим стабильно. Место для антистапеля получше сложно придумать – остановка городского автобуса по направлению на жд-вокзал в 10 минутах ходьбы. В итоге успели на ту же электричку, на которой вчера ехали от Орши до Ломачино, только теперь поехали до Минска.
Итак, Адров пройден до конца! Спасибо отличной команде, которая согласилась не потерять этот день!
Андрей Вашков