Водный поход по маршруту озеро Язно - р. Язница - р. Уща - р. Дрисса

7-10 мая 2016 года 

Маршрут по озеру Язно и речке Язнице, причем в самых разных комбинациях (в том числе с волоком на Утугу) был на уме еще давно, но всё никак не удавалось на него выбраться. Выбираться собирались, главным образом, с Михеем (который изначально этот маршрут и подсказал), но каждый раз что то мешало то ему, то мне. На майские 4 дня в нынешнем году у Миши опять нашлись варианты поинтереснее, а мы собрали небольшую боеспособную группу в 7 человек, заказали машину в Полоцке и после ночного поезда из Минска катили ранним погожим утром в глухое Россонско-Невельское приграничье.

-1-

Наша цель – длинное и узкое озеро Язно, к которому водитель согласился нас подвезти, несмотря на лесную дорогу. С дороги Россоны-Невель сворачивали на поворот у Лашково и далее правый отворот на хорошо раскатанную дорогу прямо к озеру. Дорожка выводит на супер-стоянку на полуострове, который образован холмом-камом. Стоянка, однако, оказалась занятой палатками и джипами с московскими номерами. Мы несколько опрометчиво начали было пробовать собирать лодки на краю полянки у озера, но из палаток повылазили озлобленные шумом москвичи, выражая крайнее недовольство нашим присутствием. Обильный запах перегара, который струился от наиболее агрессивных экземпляров, недвусмысленно намекал на отсутствие малейшего взаимопонимания в переговорах. Дабы не тратить нервы, перенесли себя и вещи 250 метров подальше по берегу озера, на небольшую рыбацкую полянку. Место похуже и темное, в западине между камами, но нам хватит.

Место стапеля Западная часть озера Язно Озеро Язно

К 9-30 флот собран, завтракаем и в 10-00 стартуем. Сергей и Карина идут на «Варзуге», Саня и Валя на «Форели», Коля и Игорь на «Таймене-2», я на «Векторе». Перед нами долгий путь по озеру Язно, из 14 километров этого водоема нам идти 10,5. Озеро лежит в узкой ледниково-эрозионной котловине, которая в западной части сильно осложняется формами вытаивания мертвого льда – напорными холмами, озами и камами. Это придаёт этой части озера особенно живописный вид, при том, что при продвижении на восток берега становятся ниже и представляют собой ровную площадку моренной равнины (на которой стоят села южного берега озера).

В 11-20 у д. Морозово проходим примечательное место – сваи моста через озеро (обозначен на топокартах). В 12-05 за деревней Уставное сворачиваем на юг к началу реки Язницы. На мосту дороги Россоны – Невель отдыхаем и ждем экипаж Т2, который сегодня отстаёт из-за отсутствия сна у экипажа (Коля ехал полночи своей машиной из Пскова, а Игорь из Минска автостопом).

Остатки моста через озеро На центральной части озера Язно Язница у д. Уставное

За мостом река сужается и уходит в камыши. Признаться, я думал, что Язница такая и будет – узкая, в камышах и болоте, иногда с завалами. Реальность оказывается разительно другой. Камыши быстро закончились, русло расширилось до 15-20 метров и пошло через низкий заболоченный лес. С учетом весны, солнца и тепла лес этот под заливное пение птиц был прекрасен. И ни одного завала за всю реку! Даже обидноJ Язница падает всего на 1,5 метра за свои 25 км пути, потому, естественно, никуда не торопиться. Течения первые 8 км пути нет вообще. Только этот красивейший лес. Идиллия.

На Язнице Язница красива Язница у озера Усвеча

Которая продолжается и дальше. Как только прошли приток справа - ручей из озера Усвеча (ширина 1 м, с виду проходим), берега прыгнули вверх, особенно правый. В реке появилось течение, русло стало уже. У наиболее высокого холма (10 метров над рекой, холм эоловый, перевеяна площадка зандровой равнины) останавливаемся на обед в 14-00. На холм ведет тропинка, наверху отличная стоянка в чистом светлом сосновом бору, идеальное место. Гуляю по бору до хорошо накатанной дороги к озеру Усвеча, осматриваю мост через Язницу из шести труб. Тут нас ждет единственный за маршрут обнос. Сразу за мостом справа отличное место для стоянки на ровной площадке, но рядом дорога.

Участок реки с течением Мост из труб Обнос моста из труб

Снимаемся с обеденного бора в 16-10, к 16-25 совершаем обнос моста из труб (справа). Следующие 2 километра за мостом река наиболее узкая за весь маршрут, есть течение, берега в камышах. На длинном неповоротливом «Векторе» тут пришлось здорово подруливать веслом. Скоро, однако, река становится такой же, как и была – широкой, лесной, без течения. Лес еще красивее – к свежей зелени лиственных пород примешаны кусочки сосновых боров. Берега не всегда заболочены – в 17-15 проходим отличное место для лагеря на левом берегу. Еще одно место с хорошим выходом через 15 минут по правому берегу – тут выходим размяться на берег. После этого Язница на некоторое время вспоминает, что такое болото, с 18-10 по 19-10 идем через заболоченные травяные берега. Но если кого-то этот отрезок утомит, река близ своего устья дарит еще одно прекрасное место для отдыха в сосновом бору правого берега. По сути, этот лес уже виден из Ущи. В 19-15 Язница нами пройдена! Как то быстро. Конечно, нам помогла весна. Летом такая тихоходная речка (течение заметно не более чем на 10% длины реки) с такими берегами будет сильно зарастать, грести придется через «суп».

Язница После моста река часто подходит к удобным лесным берегам Последний километр Язницы

Дальше наш путь идет по популярной среди водников Уще. Сразу понятно, почему. Берега с выходами к сосновым борам следуют буквально через поворот. Течение приятно несет вперед. За устьем левого притока – Вонствы, на левом берегу выбираем приглянувшееся место и останавливаемся на ночь. Стоянка оборудована по высшему классу – мебель, баня. Кругом красота, погода идеальная. Гитара Сергея вечером подпевает звукам весны.

Первая стоянка Уща утренняя

За день пройдено 39,5 км.

-2-

Утром дали поправку на недосып и вышли на воду поздно, в 11 часов. Уща хорошо несет вперед на встречу с Россонскими озерами. Стоянок, однако, становится всё меньше и приграничный отрезок реки проходит в основном через камышовые берега. Несколько раз можно сократить путь через узкие быстрые «срезки» меандров реки.

По Уще Уща в болотистых берегах Гора Рогвалода

В 11-20 проходим сваи заброшенного моста, в 12-30 еще один подобный объект. Еще до него входим на территорию Беларуси. В 13-05 прямо по курсу возвышается «гора Рогвалода» с могучими соснами на вершине. Значит, Ущу мы прошли. В озеро Дриссы река впадает двумя протоками в обход «горы». Заходим в левую, там недолго поджидаем отстающие лодки (по Уще «Варзуга» и «Вектор» шли в равном темпе, «Форель» и Т2 незначительно отставали). В 13-20 все вместе выходим в озеро Дриссы. Идем к «кургану», дабы посмотреть на него не только с воды. С озера, на удивление, заметных мест для выхода не находим, идем в обход, обратно входим в Ущу (правую протоку) где выходим на берег. «Гора» имеет крутые склоны, наверху усыпана мелкими валунами, крутые склоны – явное следствие переработки их людьми, но сама форма рельефа, конечно, природная – камовый холм, которых в этих местах достаточное число. У подножия холма кладбище, причем есть совсем свежие могилы. Можно по-разному относиться к легенде захоронения здесь Рогволода и Рогнеды, но место однозначно заслуживает уважения памятью о многих поколениях.

У моста в д. Перевоз Стоянка на Дриссе ниже д. Перевоз Озеро Островцы

В 14-15 достигаем деревянного моста у д. Перевоз. Погода жаркая, хочется пить, потому идем в деревню к колодцу за водой. Коля открывает купальный сезон. За мостом уже река Дрисса. На какое-то время появляется слабое течение. Места красивейшие. В 14-40 останавливаемся на правом берегу перед впадением в озеро Островцы. Ровная площадка среди соснового бора, оборудованная стоянка, есть подъезд для машин. Видимо, летом тут не протолкнуться.

На озере Ножницы Озеро Синьша По озеру Синьша

Продолжаем путь по озеру Островцы в 16-35, к 17-10 проходим его. Красивейший водоём в сосновых берегах, обрамленный озовыми грядами. Впереди главная жемчужина – Синьша. Очередная протока Дриссы со слабым течением и мы там. Тут же заходим направо, в соседнее озеро Волобо, дабы с его южного берега совершить пеший выход на озеро Ножницы. Гуляем недолго, с 17-30 по 18-30 по дорожкам и по азимуту среди красивых лесов озовых гряд, которые здесь особенно удачные для осмотра. От Ножниц выходим к северному окончанию западного плёса Синьши и обратно на Волобо. В 18-40 выходим обратно в озеро Синьша и двигаем на юг. Срезку между гребнями озовой гряды, разделяющей озеро пропускаем – хотим посмотреть на южную часть озера и на соседнее озеро Донское. В 19-10 на озе-полуострове заметили стоянку, которая всем очень приглянулась, решили остановится там. Поскольку озеро Донское было совсем рядом, то прогулялись к нему на лодках ровно перед закатом, посетив (перевалив пешком через озовую гряду) и соседнее с ним озеро Песно. В лагерь вернулись сразу после заката и ровно к ужину.

Закат над озером Синьша Озовая гряда - полуостров на озере Синьша Рассвет на озере Синьша

За день пройдено 34 км

-3-

На рассвете гуляю по озовой гряде Синьши. Рождается прекрасный, погожий новый день. А нас ждет Дрисса. На воду выходим в 9-10, наслаждаясь берегами следующего одного за другим плёсов верхней части озера Пролобно. В 9-50 проходим сваи моста – скоро пройдем последнее на маршруте озеро Бюза у деревни Бухово и дальше пойдем только рекой.

Рассвет По озеру Пролобно Дрисса выше д. Бухово

Река радует разнообразными высокими лесными и низкими, в камышах, берегами, хуторами и небольшими деревеньками. К 11-15 достигаем моста между немалыми деревнями Краснополье и Слобода. В Краснополье идем в магазин.

На озере Буза Дриссы выше Краснополья Дрисса выше Краснополья

В 12-15 проходим недавно заброшенный мост на западной окраине Краснополья. Есть проходы под обоими берегами, проще идти под правым, но под левым веселее – бревна и быстроток. Дрисса красива и богата гостеприимными берегами и ниже Краснополья, хотя в целом высота берегов убывает. В 13-10 минуем мост между Малютино и Малыми Осетками, и в 20 минутах ходу от него вниз по течению обедаем в сосновом бору у красивой излучины реки.

Заброшенный мост на окраине Краснополья Дрисса выше д. Рудня Обед ниже д. Мал. Осетки

Примерно ниже этого места начинается не самый примечательный участок реки с точки зрения разнообразия пейзажа. Река выходит на озерно-ледниковую низину, а на них часто тоскливо. Но глубина долины позволяет Дриссе цеплять руслом залегающие ниже песков, алевритов и глин моренные суглинки – а это для меня, как известно, очень любопытноJ Первую пробу берем на участке небольшого двойного «колена» реки у дд. Прудок, Рудня и Рум. В русле встречаются валуны, но берега в основном кустарниковые. Давно нет мест для стоянок. И приемлемых не будет долго. Течение, однако, быстрое, и мы гребем слаженно и быстро. Счетчик километража уходит на пятый, а потом и шестой десяток за день…

Дрисса у д. Рум Дрисса выше д. Тофели Стоянка ниже д. Тофели

В 18-40 проходим под мостом дороги на Дретунь, после 19-30 мы выше деревни Тофели и активно ищем стоянку, но ничего не находим. После 20-45 правым берегом пошли дома деревни. Опять включаем автопилот и полный вперед, деревню нужно пройти. В итоге наслаждаемся прохладным вечером с реки, а в 21-30 причаливаем к крутому левому берегу. Место в темном еловом лесу у дороги, но хотя бы нет противных кустов и гигантских прошлогодних трав.

За день пройдено 58 км

-4-

Как следствие рекордного километража утром просыпаемся позже, на воду выходим только к 10-30. Естественно, после нашего места по берегам реки появляются стоянки получше. Однако, они заняты другими группами – за первый ходовой час мы видели две. В 11-15 устье Нещерды. В 11-30 местоположение бывшего железнодорожного моста линии Полоцк – Псков. 11-55 – мост автодороги Р29 выше Янкович. После него сильно ускоряемся (к последнему дню все прилично «разгреблись») и в 12-20 мы уже у моста в Янковичах. На правом берегу антистапель у огромной группы на разнообразных каркасных лодках. Мы, однако, устремлены дальше.

Дрисса утром (1 км ниже д. Тофели) Ниже д. Тофели на берегах появляются оборудованные стоянки Дрисса ниже устья Нещерды

После Янкович Дрисса заметно оживляется, делая заметный коленообразный поворот к югу. Долина здесь врезана в морены, которые образуют в этих местах поднятие и надстроены камовыми отложениями. По руслу, как следствие – быстрины на перекатах, осложненные галечно-валунным материалом. В весеннюю воду этого самого материала опасаться нечего, всё легко проходится водой, летом же – другое дело. Берега высоки и лесисты.

Мост в д. Янковичи Быстроток на перекате, ниже д. Янковичи Берега ниже Янкович высокие

В 13-40 осматриваем валун диаметром около 3,5–4 метров по правому берегу – здесь же беру еще одну пробу на состав ледниковых отложений. После этой точки скоро у нас обед в хорошем месте правого берега, в еловом лесу. После обеда течение ослабевает, каменистые перекаты больше не встречаются, к 16-30 проходим разворот реки на западный курс. Берега по прежнему высоки, но уже не так интересны. Хотя периодически встречаются обрывы. Самый впечатляющий река подарила уже перед самым финишем маршрута – отвесный уступ из моренных суглинков высотой 7-10 м был уважен точкой наблюдения.

Дрисса ниже Янкович Дрисса Крупный валун у правого берега

Дрисса Дрисса Обнажение моренных суглинков в 1 км выше моста а/д Р46

Финишируем в 19-10 у моста автодороги Р46 Полоцк – Опочка. Из Полоцка приезжает машина, обратно едем через Янковичи, где Коля оставил свою машину – ему ехать много сложнее, чем нам. У нас же всё просто – привычный вокзал Полоцка, ожидание поезда в теплом сквере, разговоры с группой Михея (ребята шли по Чернее и Свольне), а ближе к поезду обнаружился Кирилл (после одиночного велопохода по Псковщине). Теплые майские – что может быть лучше? Только большой летний поход!:)

За день пройдено 39,5 км
Всего за маршрут пройдено: 171 км

Андрей Вашков