Черница, 11-12 апреля 2016 года 

Первое мероприятие этого полевого сезона – поход по реке Черница. Интерес к реке был обусловлен научным интересом к региону. Территория долины Черницы приурочена к северо-востоку Лучосской равнины на её стыке с южными склонами Витебской возвышенности.

Выезжаем впятером (Андрей, Вольга, Саня, Фариз, Люда)  поездом Минск-Витебск (19-58), поезд идет без остановок (только 5 минут в Орше), к 22-30 прибываем. В Витебске к нам присоединяются ребята из Пскова – Коля и Дима. Далее едем к реке заказным микроавтобусом. Идет дождик, но тепло. Точка старта на высоком левом берегу реки между авто и железной дорогами Витебск – Смоленск. Лодки собираем утром, готовим завтрак, к которому как раз приезжает дизель-поездом (о.п. Черница в 800 метрах от лагеря) Карина – нас 8, все в сборе. К 10-30 все лодки на воде.

Воды много – пик паводка для этого года. Река у точки старта достаточно широкая, можно было бы смело начинать выше. Течение быстрое, структуры потока приятно радуют глаз. Позабылись они с такими то последними зимами. Почти сразу первое трудоемкое препятствие – две сосны над водой, так, что обнос только по берегу. Мы с Вольгай замыкаем группу, впереди нас сражаются с лодкой (Таймень-2, резина) Фариз (первый раз на байдарке) и Люда. Люда несправедливо ругает неопытного капитана, потому дела у них идут не очень. Побаиваюсь, как бы с таким течением да препятствием да ничего не случилось. И случилось – но с другим Тайменем Коли и Димы. На несложном вроде бы участке с быстриной среди кустов опытный Коля зашел в вираж широковато и зацепился за те самые кусты. В итоге киль и утопленный котел вместе с тушенкой (не привязали, обещали больше так не делать). И это 20 минут после старта!

Река Черница 2016 жд-мост линии Витебск – Смоленск Черница 

Река действительно отличная и приятно радует. Ничего удивительного, долина здесь идет еще по склонам возвышенности, врезана достаточно и уклон профиля приличный. К 11-00 мы под жд-мостом линии Витебск – Смоленск. Здесь простенький порожек, проход по центру, всё видно с воды. Недалеко от моста еще одно непростое место, течение несет в завал, берега в кустах, чалка затруднена. Тут уже мы входили на препятствие несколько отчаянно, в итоге чуть было не оформили второй киль. Но до него у всей группы, нужно сказать, дело больше не дошло.

  

Далее река чуть спокойнее, но только чуть. Течение скорое, препятствий и излучин достаточно для нескучной гребли и периодической разминки. «Форель» Сани и Карины уходит постоянно вперед – Саня за последний год вырос как капитан на три головы, взаимопонимание с норовистой «Форелью» наладил «на ты да в обнимку». Псковичи как самый сильный экипаж (мужской, все остальные смешанные) идут также шустро. Мы в общем за ними всеми поспеваем, но постоянно оборачиваемся назад. А там проблемы – Фариз и Люда идут медленно. «Таймень» через старую резиновую шкуру прилично черпает воды, а каждый крутой поворот река испытывает на себе действие металлического носа лодки вследствие действий экипажа. Причем отставание такое, что понятно, таким темпом мы никуда не придем вообще.

К 12-00 одолели только 4,5 километров, после протяга над бревнами очередного завала догнали лидеров группы. Когда резиновый «Таймень» подошел к берегу и Люда вышла на берег, Фариз чуть не потонул на корме лодки – воды под деку! Переворачиваем судно – причина смотрит на нас широко раскрытой пастью – разрез в форме буквы «Г» общей длинной 25 см. С учетом последних событий в голову лезут мысли разобрать лодку и отправить незадачливый экипаж на о.п. Черница на поезд, пока недалеко от него ушли. Но панические мысли отбрасываю – начинаем ремонт. Шьем, потом клеим латки, при этом используем «горячий» метод, поджигая латку перед прикладыванием. Срабатывает железно, латки держат сразу и крепко, пережили в итоге весь под и еще переживут не один.

 

Ремонт сделали за 40 минут, но нужно еще что то делать с экипажами. Выбор у нас невелик. В итоге самым рациональным на такой реке оказывается вариант пересадки Люды к Сане в Форель, Карины в Касатку к Вольге (которая пересаживается на капитана), а я иду капитаном на «резиновый» Таймень. Итого получаем один женский экипаж, но Вольга и Карина вместе как-никак 72 км за раз на «Налибоках» одолели, а на завалах с обносом мы им поможем. Фариз тяжелее меня, потому развесовка в нашем Т2 (откуда по причине осторожности за шкуру забрали почти все вещи) оставляет желать лучшего (нос «зарывается»). Но в целом «пересадки» срабатывают, общий темп группы сильно возрастает.

К 13-35 добираемся до д. Старины на правом берегу, в 14-15 на высоком коренном правом берегу (чуть ниже д. Парихи) останавливаемся на обед. Место красивое, берег изрыт окопами (тут проходила линия фронта) судя по табличкам – указателям тут проходит что-то вроде эко-тропы, вероятно, от близлежащей агроусадьбы?

После обеда меняемся с Фаризом местами – обучаю его «капитанству» с места матроса, иногда помогая подруливать во время его пока еще частых ошибок. Но парень старается, будет желание – будет ходить в походы. Река ему для учебы досталась хорошая, послеобеденный участок особенно изобиловал излучинами и кустами на берегах.

К 17-35 достигаем моста дороги Р109 через реку. После него течение заметно слабеет, препятствия исчезают – скорый предвестник Добромысленского водохранилища. Потому здесь восстанавливаем изначальный статус-кво в конфигурации экипажей. Скоро течение на реке сходит совсем на нет. У д. Сутоки нужно смотреть в карту и повернуть в разливе на юг, дабы не уйти в устье крупного притока- реки Мошны. За Сутоками по сути уже водохранилище, течения нет, берега высокие, лесистые, пойма вся под водой. Над водой стелется загадочный туман, иногда скрывая близко идущие друг к другу  байдарки. На этом отрезке можно легко выбрать место под стоянку, но мы протягиваем до той части водохранилища, что указана на картах и останавливаемся на далеко выступающем высоком мысу левого берега, неплохое место. К лагерю ведет дорога, но поскольку вечером, как и практически весь день, накрапывает дождик, то гостей мы не ждем. Большой костер, ужин. Саня и Дима ездили в магазин в Добромысли (работает до 22-00), а Коля весь вечер (по итогу успешно) укладывал спать сухостойную сосну. Поэтому утром костер всё еще горел, несмотря на мерное шуршание дождя по тенту палатки.

Утром выходим на воду к 9-00. В составе экипажей очередная смена – дабы ускорить «резиновый» Т2 к Фаризу капитаном идет другой новичок – Дима, а Люда отправляется на этот раз матросом к Коле. Несколько похолодало, но дождя нет. Сильный ветер, в основном он попутный. Обходим мыс со стоянкой и по красивому водохранилищу к 9-40 достигаем Добромысленской ГЭС. Обнос около 250 метров по правому берегу не сложен.

За ГЭС шустрое течение, кучи пены, а прочитанные отчеты прогнозируют «самый интересный отрезок реки». По началу, когда река идет между деревнями Добромысли и Перемонт так и кажется, встречаются быстрины, но потом река выходит на луговые поймы, живо нарезает меандры… Так происходит километр за километром и.. ничего не происходит! Форменное занудство продолжается до д. Рублево и дальше, дальше, до тех пор пока Черница окончательно не углубляется в леса Лучосинской равнины. Долина постепенно сужается, а её врез достигает максимальных значений с начала маршрута, до 12-15 метров. Под озерно-ледниковыми отложениями (пески и алевриты) и флювиогляциальными отложениями в высоких обрывах коренных берегов вскрывается морена, потому дно реки тут должно быть богато на гравийно-галечно-валунный материал. Но с нашим высоким уровнем воды всё надежно скрыто. Только мощное течение несет вперед. За весь второй день не повстречалось ни одного препятствия и вообще чего-либо на него похожего! И уровень воды тут не причем – с более низким река также будет проходима не выходя из лодки. Контраст с опубликованными отчетами принципиальный, учитывайте это!

Впрочем, нам важнее геология, а здесь с этим всё в порядке. Единственное, высокая по весне обводненность надморенных отложений приводит к тому, что берега «плывут», в итоге с отбором пробы на петрографию пришлось повозиться. Зато из района обеда (остановились на террасе левого берега с 12-30 по 13-30) осмотрели весьма достойное обнажение лимногляциальных отложений.

Далее после обеда характер долины сохраняется до слияния с Лучосой. Те же высокие коренные берега с оплывинами, под лиственным и еловым лесом. На стоянку можно остановится везде, хотя кое-где с выходом из лодки действительно придется непросто. В 15-30 проходим мост (не обозначен на карте) у д. Осипенки, а в 15-45 достигаем места слияния с Лучосой. Левый берег долины здесь обрамлен высокими, по 15-18 метров обрывами, сложенными песками и с сосновым бором неверху. Здесь коренной поворот реки на северо-восток. Конечно, то что Черница как бы является «притоком» Лучосы – сугубо бюрократическое решение, главная ось бассейна идет именно по Чернице. Т.е. логично говорить так – Лучоса выше Бабинович называется Черница, а у Бабинович принимает левый приток – Верхиту.

Ну а мы недолго решаем, что делать и куда идти. Поезд у нас из Орши на Минск в 20-58, значит, времени не так много. По Лучосе до трассы М8 мы до темноты конечно успеваем, но тогда на поезд – нет. Между Бабиновичами и М8 достаточно деревень, но к ним ведут разного качества гравийки, уговаривать и объяснять водителю заказного макроавтобуса из Орши куда и как ехать не хочется. Поэтому решаем подняться вверх по Верхите поближе к Бабиновичам и там сниматься. Вверх проходим метров 500, обходя по разливу поймы (весьма живописному) металлический мостик, полностью скрытый под водой, обрамленный всяческими болтами. А разбираемся на красивом чистом лугу левого берега у окраины деревни, куда удалось также подойти по разливу.

Собираемся не спеша, бодрый ветер хорошо сушит вещи. В 19-15 приходит машина. Водитель оказался хорошим и, несмотря на скромные габариты короткого «Форд Транзита», забрал 8 человек с мокрыми рюкзаками. В Орше были к 20-00. Коля и Дима едут дизелем на Витебск – у них там на вокзале своя машина и еще 300 км до Пскова. А мы уезжаем общим вагоном на Минск. Полевой сезон открыт!

 

Выводы:

1. Черницу можно и нужно по высокой воде начинать выше моста трассы Витебск – Смоленск. Если бы мы повторяли и знали всё, что я сейчас знаю про реку, то начинали бы от д. Матушево у границы с Россией. Начать маршрут можно и по притоку Черницы – реке Мошне. Она также течет с возвышенности и отчетами «не покрыта».

2. В высокую воду участок реки выше моста трассы Р109 технически не самый простой и требует навыков управления лодкой. Ниже этого места река подходит экипажам с любой подготовкой.

3. На участке Добромысли – Бабиновичи по высокой воде нет никаких препятствий, все «страшные завалы» предыдущих лет река успешно разобрала.

4. Места, пригодные для стоянок на реке встречаются повсеместно, без больших перерывов. Лучшие – на Добромысленоском водохранилище. Самый неподходящий участок – голые луговые берега от Перемонта и ниже Рублево.

Андрей Вашков