Сплав по Лахве                              

Часть 1. Дорога

«Прогуливаясь» по спутниковой карте, наткнулся на интересную с первого взгляда реку, находящуюся в Могилёвской области, не далеко от самого областного центра. Частично река проходит по лесополосе вдоль береговой линии (именно здесь ожидаю проблемы связанные с завалами), далее по полям. По берегу имеется заброшенное строение, хорошо просматриваемое с карты. Предварительно, просмотрев будущий маршрут, сделал пометки о предположительном стапеле от станции Понизов, линии Могилёв-Осиповичи, и снятии от станции Соболевка, Быховского района, линии Могилёв-Гомель. На первый взгляд заброска и снятие оказались довольно удобными. Но при детальном рассмотрении, ветка Могилёв-Осиповичи не удобна, в плане редкого хождения дизелей. В итоге, чтобы пройти этот участок реки за выходные, нужно выезжать в пятницу вечером, и тогда ночью, можно пересесть на дизель идущий на Осиповичи, и быть на месте в начале пятого утра. При осеннем восходе солнца, пришлось ещё полтора часа бродить с фонарём. Этот факт никак не радовал. Другой вариант заброски, это доехать на электричке до Бобруйска, а от самого города, автостопом добраться до нужного поворота к станции Понизов. Третий вариант добраться автостопом прямо из Гомеля отбросил сразу, т.к. в лучшем случае высадят в Могилёве, и оттуда начнётся новая волна головной боли о заброске, либо вовсе «выкинут» на кольце.

Старт дан, и отправляюсь на электропоезде Гомель-Жлобин-Осиповичи в 6.43 из Гомеля от станции Светочь. Совсем «скоро» выхожу на станции Бобруйск. Сначала еду до остановки ул. Держинского недалеко от центрального рынка на автобусе №8. Там пересаживаюсь на №4 и выезжаю из города в Титовку. В самой Титовке есть развилка, уходящая на Кировск, и далее на Могилёв. 40 минут стопа на поворот и меня подбирает дальнобойщик, идущий аж на (!) Мурманск. Познакомились. Александр, так зовут водителя, часто катается на Урал и Карельское направление. Очень «полезный» человек. Беру номер телефона, на будущее. Трасса довольно странная, не более 70 км\ч  разрешается ехать. На повороте у поселка Красница-1я прощаемся, и я выхожу на другое направление, в сторону д. Гуслище, именно отсюда и будет дан старт, т.к. до станции Понизов авто дорога не идёт. Пройдя по трассе чуть больше километра (всего 4,5 до места), остановился парень с двумя детьми. Так и не познакомившись, высадил спустя три километра на окраине деревни Гуслище. У моста через реку стал собирать лодку. Всего по протяжённости участок составляет 43 километра. Если брать от авто моста в д. Гуслище то маршрут урезается до 40.

Часть 2. Первые километры. Завалы.

Первые километры. Завалы.

Накачавшись и пообедав, стал на воду уже в пол третьего. Сразу впереди просматривается ж\б плита, «брошенная» в виде мостика. Плита довольно высоко над водой и прохожу спокойно. Вкратце о реке. Река с видимым течением, шириной около 5-6 метров, часто попадаются глубокие заводи на самой реке, где расширяется до 10-15 метров. Глубина на узких участках реки от полуметра до метра. Река болотистая, с известковым осадком, остающимся при кипячении воды, так же просматривается лёгкая «седина» воды. Берега невысокие, от 1 до 3 метров, твёрдые, красноватого цвета. Берег у горизонта воды топкий. Дно песчаное, твёрдое, редко с каменной пылью (мелкие камушки), ещё реже с булыжниками. Осенью, водная растительность уже «прибита» холодными ночами. В разгар лета, предположительно, сложно проходима. По берегам произрастает ольха, имена она и причина многих бед в виде завалов.

ж\б плита

Первые километры, и сразу приключения. Периодически занимаюсь перетягиванием лодки сидя на бревне. Причина завалов, хрупкость самих деревьев вдоль берега. Если по берегу виден свежий след слома дерева, жди впереди «засаду». На 2-м километре через реку лежит круглый ж\б столб. Для какой цели, не совсем понятно.

Сверху проходит линия ВЭП.

Сверху проходит линия ВЭП.

До санатория по левому берегу преодолел три завала, с протягиванием, и множество «подныривания» и «прощемливания». Санаторий встречает на 4-ом километре пути. Река в районе санатория проходит по древесному коридору, который сопровождал меня и ранее. От территории санатория слышны голоса. Чуть дальше, песчаный пляж и пляжные зонтики. Железный мостик через реку. Сразу за санаторием очередной завал.

Река Лахва

Спустя километр, по правому высокому берегу прохожу садовые участки Коммунальник, тут пришлось обносить судно, а ещё через километр, по левому берегу что-то подобное детского лагеря в прошлом, и не совсем понятно что в нынешнем. Но детские голоса слышны. При детальном рассмотрении, можно заметить несколько больших зданий советской эпохи. Некоторые стоят в запустении, у других окна застеклены. Вдоль берега множество беседок. Немного дальше, за лагерем, очередной железный мостик через реку.

лагерь

Так же, по традиции за мостиком завал, как оказалось далее, последний.
С этого момента река начинает освобождаться от береговой растительности, и уже подойдя к садовым участкам Пуща и Химик, почти полностью выходит из плена.
петляя по изгибам реки подхожу к трассе Могилёв-Бобруйск, и авто мосту через реку (14км).

начинает смеркаться, и пора искать место для ночлега. Предположительно планировал ночёвку в «заброшке» что видна из спутника. А до неё ещё 5 км.

Часть 3. Смена пейзажа.

За мостом река будто обновляется, уже нет привычных деревьев и коридоров, завалов и крапивы по берегам, но есть открытые участки в поле, и ускоренно течение в сужениях реки. Именно благодаря этим сужениям, место ночёвки было запланировано в назначенном месте.
За мостом, по правой стороне видны садовые участки и посёлок Денисова Селиба. За посёлком, по правому берегу пытается подойти хвойный лес. Пересечение ЛЭП.  Немного дальше, уже и по левому берегу лес подходит вплотную, и из него выглядывает та самая «заброшка».  Подхода к берегу нет, весь берег зарос крапивой. Останавливаюсь на правом. Но интерес берёт своё, и переправившись на другой берег, пробиваю дорогу при помощи весла к зданию.
Здание расположено на высоком левом берегу (4-5 метров), в хвойном лесу, в два этажа, рядом заметно разрушенное здание, вроде бытового. В главном здании видны следы ремонта, или восстановления. К территории подходит асфальтированная дорога, площадка у здания так же асфальтирована. По левой стороне, озеро, среди деревьев. Из озера сбегает в реку излишки воды. Отсутствие нормального похода к воде вынудило меня переправиться обратно, на невысокий правый берег (2метра над водой) и там заночевать.

 место ночёвки. Напротив «заброшка».

Часть 4. Неспокойная ночь.

Лес, на моём берегу, был на расстоянии около 300 метров от реки, до него открытое поле. На противоположном берегу, подходит вплотную. Готовясь ко сну, с моей стороны, далеко в лесу стали слышны крики лисы. Как кричит лиса уже в курсе, нечто похожее на крик заблудившейся женщины, отчаянный, и пробирающий до мурашек. Немого спустя, уже напротив, на территории «заброшки» другая лиса принялась кричать в ответ. Как хорошо что не стал ночевать там. Закончив переклички, меня сразу же «срубило». Остальная часть ночи прошла довольно спокойно, лишь большой жук под карематом всё никак не мог улечься, пришлось его выгнать.

Часть 5. Новый день. Новые интересности.

Утром, позавтракав, отправился детально рассмотреть «заброшку». Интересный факт, на втором этаже застеклённое окно (единственное), за ним комната с двумя кроватями и дверью, выломанной кем-то. В целом смотреть особо нечего. Во дворе несколько кучек, одна с песком другая с некой подобием глины.
Не теряя времени, двинулся дальше по реке. Очередной мост встретил меня на 21-ом километре пути, у деревни Бовшево. За ним канализированный участок реки. Участок не длинный, всего километр. За ним как раз и начинается самая интересная, на мой взгляд, часть реки. Петляя, по полю, и средь редких деревцев, всё чаще сужаясь, и увеличивая течение, заставило меня идти без передышки 5 километров. Быстрая, узкая, динамичная, изгибалась как змея, и всё будоражила интерес, что же за очередным поворотом?  Уже на подходе к очередному мосту, Лахва стала выравниваться и успокаиваться. Глубина и ширина немного увеличились, что и стало поводом «притушения» течения.
26 км., прохожу небольшой островок. Через километр авто мост у д. Косичи.

Часть 6. Смена характера.

Мосты на данной реке работают как смена характера. Если брать первый участок – это завалы и коридоры из деревьев, второй, динамика и драйв, третий стал навевать скуку. Проходя по полям и редким деревьям, после такого интересного участка, данный совсем разочаровал. Взять тот факт, что сразу за мостом попал в плен из ряски, что набилась в небольшой завал ( далее таких участков было несколько). Пришлось вспомнить метод «качели» чтобы пробиться сквозь затор. В деревню Косичи, ведёт водонапорная станция, для забора технической воды.

Реку Канапельку, которая должна была впадать, судя по карте, не заметил. Видимо превратилась в очередное болото. Далее меня сопровождало большое количество каналов, исходящих то в одну то в другую сторону. Изгибы типа змейка сохранились, не давая совсем заскучать, но они уже не так разжигали кровь.
На подходе к д. Ходутичи река постепенно начинает подходить к лесу. Но ближе всего она цепляет лес уже за самой деревней. Но лес, не совсем и лес. Болотистая подложка, даёт почву для произрастания камыша, осоки и крапивы в большом количестве, посему, выход на берег не совсем удобен.
На участке 34 км по правому берегу мало-мальское место с песчаным отвалом и хвойными лесопосадками. Тут сделал небольшой привал, и заварил чай.

Далее, на протяжении 2,5 км река то подходит к лесу то снова удаляется. Из нормальных выходов можно отметить лишь один, но при этом нужно карабкаться на горку. Перед деревней лес отходит. Пройдя деревню, остаётся чуть больше километра по речному серпантину, и уже заметен ж\д мост. Конечная точка пути. За мостом виднеется авто мост, а за ним Днепр. Но туда мне не нужно, и снимаюсь под ж\д мостом.

Итог: выходов на берег практически нет, либо есть но на невысокие. Завалов насчитал 4 и один обнос, но в разное время, разное количество проходимых и не проходимых участков. Встречаются валуны по берегам, и так же в воде и под водой, потому на каркасных судах нужно быть внимательнее. Вода известковая, но чистая, рекомендуется брать с собой а не готовить из реки. Есть откровенно скучные участки, это ближе к завершению, и весёлые, это в середине пути. Интересна будет в паводок или после обильных осадков, когда поток увеличивает скорость. Оценка около 4. Проявляет интерес пройтись ещё.

автор: Слава Новиков